Главная arrow Экономика Мальты
Экономика Мальты
Экономическая политика государства Мальта определяется ориентацией на страны Евросоюза. Современная экономическая и социальная политика Мальты характеризуется стабильным политико-экономическим положением, низким уровнем безработицы, отсутствием социальных потрясений. Уровень жизни населения высокий. Но экономика страны находится в зависимом положении от внешней экономической ситуации, так как Мальта лишена полезных ископаемых и промышленного сырья.

Мальтийская земля небогата минеральными ресурсами, даже сами мальтийцы говорят: «У нас много только моря, солнца и камня». Экономика страны основана на использовании выгод географического положения Мальты на пересечении морских путей и на обслуживании туристов, которых привлекают сюда теплое море, живописная природа, а также памятники старины.

Мальта оказалась привлекательной для размещения новых промышленных отраслей
, специализирующихся на сборке автомобилей, производстве тканей, одежды, бумажных изделий и мебели, а также электронике и фармацевтике. Многие из новых предприятий находятся в городах Биркиркара, Корми, Моста и других, входящих в агломерацию Валлетты. Их население за последние 20 лет быстро выросло.

Мальта предоставила инвесторам налоговые льготы и финансирование на благоприятных условиях. В экономике Мальты важное место занимают исторически сложившиеся отрасли - судостроение и судоремонт, располагающие квалифицированными рабочими кадрами.

В январе 1995 г. решением МВФ Мальта переведена в категорию развитых стран (ВВП на душу населения - 17,7 тыс. дол.). В 2004 г. объем ВВП (по ППС) страны достиг 7,5 млрд. долл., на душу населения - 19,28 тыс. долл. Большая часть ВВП создается в сфере услуг и туризма (74%).

Правительство Мальты продолжает поддерживать развитие наукоемких отраслей промышленности, поощряет крупные инвестиции в автоматизацию производственных процессов.


Промышленность
Судостроительная и судоремонтная промышленность составляет в основном государственный сектор экономики, в котором трудится около 48 тысяч человек, т.е. почти 1/3 общего числа занятых в стране. Выполняет заказы на ремонт и техническое обслуживание зарубежных судов. Новой отраслью является электронная промышленность. Самое крупное предприятие с числом занятых более 2,4 тыс. чел. принадлежит итальянской компании, выпускающей интегральные схемы для компьютеров. Компания инвестировала в экономику Мальты 1,6 млрд. евро.
 
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство играет незначительную роль в экономике страны и все еще ведется традиционными способами, большинство продовольственных продуктов импортируется. Из-за скудости почв и недостатка влаги жители обрабатывают лишь около половины всей территории. Мелкие крестьянские хозяйства расположены в низинах или на искусственных террасах склонов. Правительство оказывает активную техническую помощь этому сектору экономики, без котоpoй он практически прекратил бы свое существование. Площадь обрабатываемых земель сократилась прежде всего за счет отчуждения наименее продуктивных угодий.
 
Поля на большинстве участков возделываются очень старательно, вручную. Снимают по два, а иногда и по три урожая в год. Главные культуры - картофель, помидоры, сладкий перец, капуста и лук. Сеют пшеницу, кукурузу, ячмень. Убирают два урожая картофеля, ранний картофель вывозят в Италию и Францию. Качеством местного картофеля здесь очень гордятся. «У нашего картофеля даже кожура вкусная», - говорят на Мальте.

Сильные ветры с моря часто вредят насаждениям, из-за этого цитрусовые обычно выращивают во дворах или на участках, укрытых каменными стенами. Пшеницы на Мальте выращивается недостаточно, поэтому продовольственное и фуражное зерно ввозят.
 
Туризм
Во времена правления рыцарей Ордена иоаннитов (1530-1798 гг.) и Великобритании (1800-1964 гг.) жизненный уровень мальтийцев в целом был значительно выше, чем в соседних странах. Повышенное внимание к военным объектам не препятствовало развитию других отраслей хозяйства. Эти тенденции, впрочем, сдерживались из-за ограниченности естественных ресурсов и узости внутреннего рынка. После Второй мировой войны на Мальте сложились условия для создания более диверсифицированной экономики. В 1957 г. англичане приступили к сворачиванию своей военной базы на Мальте. Во многом благодаря британской экономической помощи Мальта смогла приспособиться к новым условиям.

Активное развитие туристической сферы началось в середине XX в., когда правительство Дж. Борча Оливьера (1962-1971 гг.) призвало местных предпринимателей вкладывать средства в строительство гостиниц на Мальте, предоставляя им при этом значительные кредиты и освобождая от уплаты налогов. Начало стремительно расти количество крайне немногочисленных до этого мальтийских отелей. Международные гостиничные гиганты «Хилтон» и «Шератон» построили два первоклассных отеля.

Помимо старой электростанции, начала давать ток новейшая электростанция на жидком топливе в Делимаре, а на побережье по периметру острова появилось четыре завода, полностью удовлетворившие потребности Мальты в питьевой воде.
Подробнее...
 
Внешнеэкономические связи
С учетом ограниченности внутреннего рынка, в основном экспортной направленности производственного сектора при одновременной зависимости от импортных поставок минеральных видов сырья, машин и оборудования, а также потребительских товаров, ключевое значение для развития экономики страны имеют внешнеэкономические связи.

Внешнеэкономические связи ориентированы на страны Евросоюза, а также на США.
Экспорт состоит преимущественно из различного оборудования, в частности электроники и текстиля.

Главные статьи импорта
- продукция машиностроения, продовольствие, энергоносители и химические продукты. На продукцию машиностроения и транспортное оборудование приходится около половины экспортных доходов страны.

В 2004 г. объем экспорта составил 2,625 млрд. дол., а импорта - 3,407 млрд. дол. при сохраняющемся остром дефиците торгового баланса (золотовалютные резервы составляют 2,865 млрд. дол.). Основные торговые партнеры - страны ЕС, на которые приходится 48% экспорта и 57% импорта Мальты (прежде всего Италия (19,5%), Франция (14,8%), Великобритания (12,9%).
Подробнее...
 
Транспорт и связь
Транспорт Мальты в основном удовлетворяет внутренние потребности. Железных дорог нет, но сеть автомобильных дорог довольно густая. В стране насчитывается более 60 тыс. автомобилей, из них свыше 40 тыс. легковых автомобилей и около 700 автобусов. Автобусное сообщение есть между всеми городами, билеты продаются в кассах на остановках. Возможен прокат автомашин.

Морской транспорт Мальты

Для связи между островами и с другими странами огромную роль играет морской транспорт. На Мальте имеется 2 крупных порта - Марсакслокк и Валлетта. Мальтийский торговый флот насчитывает всего 1323 судна (грузоподъёмностью 1000 т и более каждое). Зарегистрированы под «удобным флагом» суда зарубежных государств: Греция - 627, РФ - 85, Турция - 84 и др.

Паромная переправа

С итальянским островом Сицилией Мальту связывает паромная переправа. Время плавания - восемь часов, при этом скоростной катамаран проделывает этот маршрут за три часа. Для въезда российских туристов на Сицилию требуется итальянская виза, которую можно получить в посольстве Италии в Москве, но для организованных групп, посещающих Сицилию с однодневной экскурсией, виз не требуется.
Подробнее...
 
Социальная сфера
Современная экономическая и социальная политика характеризуется стабильным политико-экономическим положением и  направлена на поощрение производства продукции с высокой степенью обработки на основе современных технологий. Уровень цен на Мальте значительно ниже, чем в Западной Европе.

Мальта является страной со средним уровнем доходов. Безработица составляет 5,6%, а инфляция - 2,75% (2004 г.).

Государство финансирует систему бесплатного среднего и высшего образования, медицинского обслуживания. Обеспечивает пенсии по старости.

Уровень жизни населения характеризует тот факт, что численность населения, живущего на доходы ниже уровня бедности, незначительна.
 
Кредитно-денежная система
Кредитно-денежная система Мальты базируется на следующих законодательных актах: Закон о банках (1970 г.), Закон о страховой деятельности (1981 г.), Закон об офшорных трастах (1988 г.), Закон о предпринимательской деятельности на Мальте (1988 г.).

Политика Центрального банка Мальты
сводится к экономии финансовых средств, поскольку основными проблемами страны остаются дефицит государственного бюджета, рост национального долга и сохранение конкурентоспособности на мировом рынке.

Главными источниками государственных поступлений являются таможенные сборы, акцизный и подоходный налоги, а также помощь ЕЭС.

В 2002 г. доходы государственного бюджета составили 1,5 млрд. долл., расходы - 1,6 млрд. долл. В результате проведения реформ дефицит бюджета постоянно сокращается. Государственный долг - 53% ВВП (2002 г.). Налоги: подоходный налог для резидентов – 10-15%, для переведённых на Мальту фондов - 15%, для нерезидентов – 30-35%; налог на прибыль для резидентов - 35%; для нерезидентов - 5%.
Подробнее...
 
© 2008 AboutMalta.Ru - Сайт о Мальте | Template by vonfio